Стратегии цифрового лидерства и запрос на новые компетенции цифровой экономики: основа для сотрудничества Россия-Болгария

Авторы

  • Лариса Владимировна Лапидус МГУ им. М.В. Ломоносова

Ключевые слова:

цифровая экономика, цифровая турбулентность, технологии Индустрии 4.0, стратегия цифровой трансформации, бизнес-модели, ключевые показатели эффективности, цифровая трансформация, стратегия цифрового лидерства, компетенции цифровой экономики, KPI, стратегическое системное мышление

Аннотация

В статье раскрывается природа, сущность, признаки цифровой экономики, а также изменения, происходящие с бизнесом и экономикой стран, связанные с новым технологическим сдвигом. Представлены результаты анализа стратегий цифрового лидерства, полученные на основе матричного подхода – матрицы проф. Л.В.Лапидус «Эволюция цифровой экономики & Системная цифровая трансформация» с учетом смены драйве-ров конкурентоспособности, сопровождающих развитие цифровой экономики.

Указано на усиление роли государства по созданию условий для снижения рисков и нагрузки при запуске массовой цифровой трансформации. Дан обзор программ, в рамках которых реализуется цифровизация в России и Болгарии. Особое внимание уделено объединению усилий Россия-Болгария для достижения цифрового лидерства, в первую очередь, по развитию компетенций цифровой экономики и цифровой трансформации.

Биография автора

Лариса Владимировна Лапидус, МГУ им. М.В. Ломоносова

Доктор экономических наук, профессор, профессор экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий Лабораторией прикладного отраслевого анализа, директор Центра социально-экономических инноваций экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Центра компетенций цифровой экономики Международной Ассоциации корпоративного образования.

Библиографические ссылки

«О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Утв. Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. №642.

«О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017- 2030 годы». Утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. №203.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение от 28 июля 2017 года № 1632-р.

Лапидус Л. В. Стратегии цифрового лидерства на эволюционной шкале цифровой экономики // Вторая международная конференция Управление бизнесом в цифровой экономике: сборник тезисов выступлений, 21–22 марта 2019 года, Санкт-Петербург / Под общей ред. д. э. н., профессора Аренкова И. А. и к. э. н., доцента Ценжарик М. К. — Изд-во С.-Петерб. ун-та Санкт-Петербург, 2019. — С. 72–75.

Лапидус Л.В. (а) Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией : монография / Л.В. Лапидус. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 381 с.

Лапидус, Л.В. (б) Что такое цифровая экономика и Индустрия 4.0? Принципы трансформации и перспективы для бизнеса. Перспективы развития электронного бизнеса и электронной коммерции. Материалы IV Межфакультетской научно-практической конференции молодых ученых. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2018. — С. 4–15.

Лапидус, Л.В. Эволюция цифровой экономики. Ежегодная Международная Научная конференция Ломоносовские чтения-2018. Секция экономических наук. "Цифровая экономика: человек, технологии, институты". — ISBN 978-5-906783-92-9. — Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова Москва, 2018.

Шваб, Клаус. Четвертая промышленная революция / пер. с англ. / Клаус Шваб. М.: Издательство «Э», 2017.

Barney, J. (1991). ‘Firm Resources and Sustained Competitive Advantage’, Journal of Management, 17(1): pp. 99-120.

Barney, J. (2001). ‘Is the Resource-based “View” a Useful Perspective for Strategic Management Research? Yes’, Academy of Management Review, 1: pp. 44-56.

Bukht, R. and Heeks, R. (2017). Defining, Conceptualising and Measuring the Digital Economy. Development Informatics Working Paper no. 68. 24 p. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3431732

Christensen, J., Olesen, M., и Kjaer, J. (2005). ‘The industrial dynamics of Open Innovation – Evidence from the transformation of consumer electronics’, Research Policy, 34(10): pp. 1533-49.

Magretta, J. (2002). Why business models matter. Harvard Business Review, Vol. 80, No. 5, pp. 86-92.

Nalebuff, B. and Brandenburger, A. (1997), "Co‐opetition: Competitive and cooperative business strategies for the digital economy", Strategy & Leadership, Vol. 25 No. 6, pp. 28-33.

Negroponte, N. (1995) The digital revolution: Reasons for optimism // The Futurist, Washington, Vol. 29 (6), 68.

Tapscott, D. (1994). The Digital Economy. New York: McGraw-Hill, 368 p.

Tapscott, D. (1996). The Digital Economy: Promise and Peril In The Age of Networked Intelligence. New York: McGraw-Hill, 342 p.

Tapscott, D, (2014), The Digital Economy Anniversary Edition: Rethinking Promise and Peril In the Age of Networked Intelligence, McGraw-Hill, 2014. 448 p.

Загрузки

Опубликован

21.10.2019

Как цитировать

Лапидус Л.В. Стратегии цифрового лидерства и запрос на новые компетенции цифровой экономики: основа для сотрудничества Россия-Болгария / Л.В. Лапидус // Теория и практика проектного образования. – 2019. – № 3 [11]. – с. 51–57.

Выпуск

Раздел

Проектирование и прогнозирование в социально-экономической сфере