Стратегии цифрового лидерства и запрос на новые компетенции цифровой экономики: основа для сотрудничества Россия-Болгария
Ключевые слова:
цифровая экономика, цифровая турбулентность, технологии Индустрии 4.0, стратегия цифровой трансформации, бизнес-модели, ключевые показатели эффективности, цифровая трансформация, стратегия цифрового лидерства, компетенции цифровой экономики, KPI, стратегическое системное мышлениеАннотация
В статье раскрывается природа, сущность, признаки цифровой экономики, а также изменения, происходящие с бизнесом и экономикой стран, связанные с новым технологическим сдвигом. Представлены результаты анализа стратегий цифрового лидерства, полученные на основе матричного подхода – матрицы проф. Л.В.Лапидус «Эволюция цифровой экономики & Системная цифровая трансформация» с учетом смены драйве-ров конкурентоспособности, сопровождающих развитие цифровой экономики.
Указано на усиление роли государства по созданию условий для снижения рисков и нагрузки при запуске массовой цифровой трансформации. Дан обзор программ, в рамках которых реализуется цифровизация в России и Болгарии. Особое внимание уделено объединению усилий Россия-Болгария для достижения цифрового лидерства, в первую очередь, по развитию компетенций цифровой экономики и цифровой трансформации.
Библиографические ссылки
«О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Утв. Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. №642.
«О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017- 2030 годы». Утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. №203.
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение от 28 июля 2017 года № 1632-р.
Лапидус Л. В. Стратегии цифрового лидерства на эволюционной шкале цифровой экономики // Вторая международная конференция Управление бизнесом в цифровой экономике: сборник тезисов выступлений, 21–22 марта 2019 года, Санкт-Петербург / Под общей ред. д. э. н., профессора Аренкова И. А. и к. э. н., доцента Ценжарик М. К. — Изд-во С.-Петерб. ун-та Санкт-Петербург, 2019. — С. 72–75.
Лапидус Л.В. (а) Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией : монография / Л.В. Лапидус. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 381 с.
Лапидус, Л.В. (б) Что такое цифровая экономика и Индустрия 4.0? Принципы трансформации и перспективы для бизнеса. Перспективы развития электронного бизнеса и электронной коммерции. Материалы IV Межфакультетской научно-практической конференции молодых ученых. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2018. — С. 4–15.
Лапидус, Л.В. Эволюция цифровой экономики. Ежегодная Международная Научная конференция Ломоносовские чтения-2018. Секция экономических наук. "Цифровая экономика: человек, технологии, институты". — ISBN 978-5-906783-92-9. — Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова Москва, 2018.
Шваб, Клаус. Четвертая промышленная революция / пер. с англ. / Клаус Шваб. М.: Издательство «Э», 2017.
Barney, J. (1991). ‘Firm Resources and Sustained Competitive Advantage’, Journal of Management, 17(1): pp. 99-120.
Barney, J. (2001). ‘Is the Resource-based “View” a Useful Perspective for Strategic Management Research? Yes’, Academy of Management Review, 1: pp. 44-56.
Bukht, R. and Heeks, R. (2017). Defining, Conceptualising and Measuring the Digital Economy. Development Informatics Working Paper no. 68. 24 p. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3431732
Christensen, J., Olesen, M., и Kjaer, J. (2005). ‘The industrial dynamics of Open Innovation – Evidence from the transformation of consumer electronics’, Research Policy, 34(10): pp. 1533-49.
Magretta, J. (2002). Why business models matter. Harvard Business Review, Vol. 80, No. 5, pp. 86-92.
Nalebuff, B. and Brandenburger, A. (1997), "Co‐opetition: Competitive and cooperative business strategies for the digital economy", Strategy & Leadership, Vol. 25 No. 6, pp. 28-33.
Negroponte, N. (1995) The digital revolution: Reasons for optimism // The Futurist, Washington, Vol. 29 (6), 68.
Tapscott, D. (1994). The Digital Economy. New York: McGraw-Hill, 368 p.
Tapscott, D. (1996). The Digital Economy: Promise and Peril In The Age of Networked Intelligence. New York: McGraw-Hill, 342 p.
Tapscott, D, (2014), The Digital Economy Anniversary Edition: Rethinking Promise and Peril In the Age of Networked Intelligence, McGraw-Hill, 2014. 448 p.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Автор передаёт сроком на 5 лет ЦНИИ русского жестового языка неисключительные права на использование статьи в любой форме и любым способом, указанным в статье 1270 ГК РФ. Передача прав происходит в момент загрузки любых материалов через автоматизированную систему на данном сайте.