Дизайн-образование студентов с нарушениями слуха: опыт и перспективы
Ключевые слова:
студенты-дизайнеры с нарушениями слуха, профессиональная компетентность в дизайнерской деятельности, глухие и слабослышащие обучающиеся на учебной и производственной практиках, профессиональные переводчики русского жестового языкаАннотация
Психологические особенности студентов с нарушениями слуха формируют систему преподавания проектных спецдисциплин по специальности «Дизайн (по отраслям)», которая включает в себя коррекционную направленность обучения, использование сурдоперевода и специфических средств общения с глухими и слабослышащими обучающимися, выбор методических приёмов в преподавании, что более подробно предлагается рассмотреть на примере занятий в рамках учебной и производственной практик. В работе отмечена неоценимая помощь в работе с глухими и слабослышащими студентами высококлассных специалистов – профессиональных переводчиков русского жестового языка. Интересны научные труды специалистов-сурдопереводчиков, в которых подробно раскрываются вопросы влияния жестового языка на формирование личности глухого, его мироощущения, образа и способа мышления, культуры и т.д.
Библиографические ссылки
Воронцова Л.Л. Реализация компетентностного подхода в процессе проектно-целевой профессиональной подготовки студентов-дизайнеров / Л.Л. Воронцова, С.М. Ефименко // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2015. – Вып. № 5 (5). – С. 65-70.
Ефименко С.М. Подготовка педагога-тьютора в вузе: модель, технология, практика: монография / С.М. Ефименко, Т.Н. Петрова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2011. – 184 с.
Жеребятьева Е.А. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучения математике глухих детей : автореф. дис. …канд. пед. наук / Е.А. Жеребятьева. – Москва, 2003.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2005. – № 5. – С. 24–25.
Повышение эффективности обучения глухих школьников: сб. науч. тр. / ред. Редкол. А. Г. Зикеев и др. – Москва: Изд-во АПН СССР, 1986. – 176 с.
Речицкая Е.Г. Гуманистическая направленность системы высшего профессионального образования лиц с нарушением слуха / Е.Г. Речицкая // Духовно-нравственные ориентиры специального образования Материалы XVII Международной конференции «Ребёнок в современном мире». – СПб., 2010.
Солнцева В.А. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха (слабослышащих) / В.А. Солнцева, Т.В. Белова // Справочник по организации и проведению профориентационной работы. – Москва: ООО «Центр новых технологий», 2012. – С. 89-92.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.mari.ru/prof/ou4/ DocLib26/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1%20%D0%94%D0 %B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%20(%D0%BF%D0%BE%20%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%8F%D0%BC),%202010.pdf.
Фролов И.Н. Психологические особенности использования технических средств обучения / И.Н. Фролов, А.И. Егоров // Методология применения современных технических средств обучения. Учебно-методическое пособие. – Научная электронная библиотека. Академия Естествознания, 2008.
Харламенков А.Е. Адаптация глухих и реакция социума / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 2. – С. 269-273.
Харламенков А.Е. Аналитический обзор электронных on-line словарей жестовых языков: монография / А.Е. Харламенков. – Москва: РУСАЙНС, 2017. – 218 с.
Харламенков А.Е. Короткие слова: предлоги, частицы, союзы. Справочник переводчика русского жестового языка : [Справочное издание] : Русский жестовый язык. Начала / А.Е. Харламенков. – Москва: Издательство «ОнтоПринт», . – 154 с.
Харламенков А.Е. Методика преодоления безусловного рефлекса при постановке рук в процессе освоения дактильной и жестовой речи / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 3. – С. 44-49.
Харламенков А.Е. Русский жестовый язык. Начала. Жестово-русский словарь : [Учебное пособие] : Русский жестовый язык. Начала / А.Е. Харламенков. – Москва: Издательство «ОнтоПринт», . – 556 с.
Харламенков А.Е. Русский жестовый язык. Начала. Рабочая тетрадь : [Учебное пособие] : Русский жестовый язык. Начала / А.Е. Харламенков. – Москва: Издательство «ОнтоПринт», . – 56 с.
Харламенков А.Е. Русский жестовый язык. Начала : [Учебное пособие] : Русский жестовый язык. Начала / А.Е. Харламенков. – Москва: Издательство «ОнтоПринт», . – 164 с.
Харламенков А.Е. Создание «Электронной справочно-аналитической системы “Русско-жестовый толковый словарь”» Монография / А.Е. Харламенков // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. No 7. Монографические исследования / ред. Под научн. редакцией проф. П. С. Гуревича и проф. С. В. Чернова. С. 97-186. – Москва: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2016. – С. 89.
Харламенков А.Е. Учебно-методическая разработка по курсу: «Основы русского жестового языка для разработчиков Жесто-мимического интерфейса “SurdoJet”» / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2015. – Вып. № 6 (6). – С. 337-366.
Харламенков А.Е. Формирование коммуникативной компетентности у людей с нарушением слуха / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 4. – С. 234-241.
Харламенков А.Е. Электронная справочно-аналитическая система «Русско-жестовый толковый словарь» / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 3. – С. 24-43.
Харламенков А.Е. Язык и менталитет: влияние жестового языка на менталитет глухих / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 5. – С. 191-218.
Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.
Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе / ред. Б.Б. Айсмонтас. – МГППУ, 2013. – 334 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Автор передаёт сроком на 5 лет ЦНИИ русского жестового языка неисключительные права на использование статьи в любой форме и любым способом, указанным в статье 1270 ГК РФ. Передача прав происходит в момент загрузки любых материалов через автоматизированную систему на данном сайте.