Дизайн-образование студентов с нарушениями слуха: опыт и перспективы

Авторы

  • Светлана Михайловна Ефименко ГБПОУ «26 КАДР», член Ассоциации специалистов предметного дизайна, г. Москва

Ключевые слова:

студенты-дизайнеры с нарушениями слуха, профессиональная компетентность в дизайнерской деятельности, глухие и слабослышащие обучающиеся на учебной и производственной практиках, профессиональные переводчики русского жестового языка

Аннотация

Психологические особенности студентов с нарушениями слуха формируют систему преподавания проектных спецдисциплин по специальности «Дизайн (по отраслям)», которая включает в себя коррекционную направленность обучения, использование сурдоперевода и специфических средств общения с глухими и слабослышащими обучающимися, выбор методических приёмов в преподавании, что более подробно предлагается рассмотреть на примере занятий в рамках учебной и производственной практик. В работе отмечена неоценимая помощь в работе с глухими и слабослышащими студентами высококлассных специалистов – профессиональных переводчиков русского жестового языка. Интересны научные труды специалистов-сурдопереводчиков, в которых подробно раскрываются вопросы влияния жестового языка на формирование личности глухого, его мироощущения, образа и способа мышления, культуры и т.д.

Биография автора

Светлана Михайловна Ефименко, ГБПОУ «26 КАДР», член Ассоциации специалистов предметного дизайна, г. Москва

кандидат педагогических наук, преподаватель спецдисциплин по специальности «Дизайн» (по отраслям)

Библиографические ссылки

Воронцова Л.Л. Реализация компетентностного подхода в процессе проектно-целевой профессиональной подготовки студентов-дизайнеров / Л.Л. Воронцова, С.М. Ефименко // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2015. – Вып. № 5 (5). – С. 65-70.

Ефименко С.М. Подготовка педагога-тьютора в вузе: модель, технология, практика: монография / С.М. Ефименко, Т.Н. Петрова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2011. – 184 с.

Жеребятьева Е.А. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучения математике глухих детей : автореф. дис. …канд. пед. наук / Е.А. Жеребятьева. – Москва, 2003.

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2005. – № 5. – С. 24–25.

Повышение эффективности обучения глухих школьников: сб. науч. тр. / ред. Редкол. А. Г. Зикеев и др. – Москва: Изд-во АПН СССР, 1986. – 176 с.

Речицкая Е.Г. Гуманистическая направленность системы высшего профессионального образования лиц с нарушением слуха / Е.Г. Речицкая // Духовно-нравственные ориентиры специального образования Материалы XVII Международной конференции «Ребёнок в современном мире». – СПб., 2010.

Солнцева В.А. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха (слабослышащих) / В.А. Солнцева, Т.В. Белова // Справочник по организации и проведению профориентационной работы. – Москва: ООО «Центр новых технологий», 2012. – С. 89-92.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.mari.ru/prof/ou4/ DocLib26/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1%20%D0%94%D0 %B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%20(%D0%BF%D0%BE%20%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%8F%D0%BC),%202010.pdf.

Фролов И.Н. Психологические особенности использования технических средств обучения / И.Н. Фролов, А.И. Егоров // Методология применения современных технических средств обучения. Учебно-методическое пособие. – Научная электронная библиотека. Академия Естествознания, 2008.

Харламенков А.Е. Адаптация глухих и реакция социума / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 2. – С. 269-273.

Харламенков А.Е. Аналитический обзор электронных on-line словарей жестовых языков: монография / А.Е. Харламенков. – Москва: РУСАЙНС, 2017. – 218 с.

Харламенков А.Е. Короткие слова: предлоги, частицы, союзы. Справочник переводчика русского жестового языка : [Справочное издание] : Русский жестовый язык. Начала / А.Е. Харламенков. – Москва: Издательство «ОнтоПринт», . – 154 с.

Харламенков А.Е. Методика преодоления безусловного рефлекса при постановке рук в процессе освоения дактильной и жестовой речи / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 3. – С. 44-49.

Харламенков А.Е. Русский жестовый язык. Начала. Жестово-русский словарь : [Учебное пособие] : Русский жестовый язык. Начала / А.Е. Харламенков. – Москва: Издательство «ОнтоПринт», . – 556 с.

Харламенков А.Е. Русский жестовый язык. Начала. Рабочая тетрадь : [Учебное пособие] : Русский жестовый язык. Начала / А.Е. Харламенков. – Москва: Издательство «ОнтоПринт», . – 56 с.

Харламенков А.Е. Русский жестовый язык. Начала : [Учебное пособие] : Русский жестовый язык. Начала / А.Е. Харламенков. – Москва: Издательство «ОнтоПринт», . – 164 с.

Харламенков А.Е. Создание «Электронной справочно-аналитической системы “Русско-жестовый толковый словарь”» Монография / А.Е. Харламенков // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. No 7. Монографические исследования / ред. Под научн. редакцией проф. П. С. Гуревича и проф. С. В. Чернова. С. 97-186. – Москва: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2016. – С. 89.

Харламенков А.Е. Учебно-методическая разработка по курсу: «Основы русского жестового языка для разработчиков Жесто-мимического интерфейса “SurdoJet”» / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2015. – Вып. № 6 (6). – С. 337-366.

Харламенков А.Е. Формирование коммуникативной компетентности у людей с нарушением слуха / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 4. – С. 234-241.

Харламенков А.Е. Электронная справочно-аналитическая система «Русско-жестовый толковый словарь» / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 3. – С. 24-43.

Харламенков А.Е. Язык и менталитет: влияние жестового языка на менталитет глухих / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 5. – С. 191-218.

Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе / ред. Б.Б. Айсмонтас. – МГППУ, 2013. – 334 с.

Загрузки

Опубликован

2019-07-08

Как цитировать

Ефименко С.М. Дизайн-образование студентов с нарушениями слуха: опыт и перспективы / С.М. Ефименко // Научные труды ЦНИИ русского жестового языка. – 2019. – № 1. – с. 179–192.