Психолого-педагогические проблемы обучения категории лиц глухих и слабослышащих в сфере высшего образования

Авторы

  • Владимир Владимирович Буторин ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры», пос. Малаховка, Московская область.
  • Светлана Сергеевна Осипова ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры», пос. Малаховка, Московская область.

Ключевые слова:

высшее образование, восприятие глухих и слабослышащих, жестовая речь, статьи федерального закона об образовании

Аннотация

В статье рассматриваются психолого-педагогические проблемы организации обучения глухих и слабослышащих в системе высшего образования РФ. Рассматривается исторический аспект развития высшего образования для инвалидов. Раскрывается специфические особенности психического восприятия учебного материала глухих и слабослышащих студентов.

Биографии авторов

Владимир Владимирович Буторин, ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры», пос. Малаховка, Московская область.

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии

Светлана Сергеевна Осипова, ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры», пос. Малаховка, Московская область.

Старший преподаватель, заместитель начальника учебного отдела, кафедра адаптивной физической культуры и спортивной медицины

Библиографические ссылки

1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
2. Климашин И.А. Использование E-Learning технологий при организации самостоятельной работы студентов индивидуального графика обучения спортивного ВУЗа / И.А. Климашин // Материалы II Всероссийской очно-заочной научной конференции «Современные тенденции психолого-педагогического образования в сфере физической культуры» II Всероссийская очно-заочная научная конференция «Современные тенденции психолого-педагогического образования в сфере физической культуры». – Малаховка, 2014. – С. 64-69.
3. Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие / Ю.В. Саенко. – Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2002. – 142 с.
4. Харламенков А.Е. Формирование коммуникативной компетентности у людей с нарушением слуха / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 4. – С. 234-241.
5. Харламенков А.Е. Адаптация глухих и реакция социума / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 2. – С. 269-273.
6. Харламенков А.Е. Язык и менталитет: влияние жестового языка на менталитет глухих / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 5. – С. 191-218.
7. Станевский А.Т. Проектирование содержания университетского технического образова- ния инвалидов по слуху / А.Т. Станевский // Профессиональное образование инвалидов. – Москва: Московский институт-интернат для инвалидов, 2000. – С. 85-88.
8. Харламенков А.Е. Учебно-методическая разработка по курсу: «Основы русского жестового языка для разработчиков Жесто-мимического интерфейса “SurdoJet”» / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2015. – Вып. № 6 (6). – С. 337-366.
9. Харламенков А.Е. Методика преодоления безусловного рефлекса при постановке рук в процессе освоения дактильной и жестовой речи / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 3. – С. 44-49.
10. Харламенков А.Е. Русский жестовый язык. Начала : [Учебное пособие] : Русский жестовый язык. Начала / А.Е. Харламенков. – Москва: Издательство «ОнтоПринт», . – 164 с.
11. Харламенков А.Е. Русский жестовый язык. Начала. Рабочая тетрадь : [Учебное пособие] : Русский жестовый язык. Начала / А.Е. Харламенков. – Москва: Издательство «ОнтоПринт», . – 56 с.
12. Харламенков А.Е. Русский жестовый язык. Начала. Жестово-русский словарь : [Учебное пособие] : Русский жестовый язык. Начала / А.Е. Харламенков. – Москва: Издательство «ОнтоПринт», . – 556 с.
13. Харламенков А.Е. Короткие слова: предлоги, частицы, союзы. Справочник переводчика русского жестового языка : [Справочное издание] : Русский жестовый язык. Начала / А.Е. Харламенков. – Москва: Издательство «ОнтоПринт», . – 154 с.
14. Харламенков А.Е. Создание «Электронной справочно-аналитической системы “Русско-жестовый толковый словарь”» Монография / А.Е. Харламенков // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. No 7. Монографические исследования / ред. Под научн. редакцией проф. П. С. Гуревича и проф. С. В. Чернова. С. 97-186. – Москва: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2016. – С. 89.
15. Харламенков А.Е. Электронная справочно-аналитическая система «Русско-жестовый толковый словарь» / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 3. – С. 24-43.
16. Харламенков А.Е. Аналитический обзор электронных on-line словарей жестовых языков: монография / А.Е. Харламенков. – Москва: РУСАЙНС, 2017. – 218 с.

Загрузки

Опубликован

2019-07-08

Как цитировать

Буторин В.В. Психолого-педагогические проблемы обучения категории лиц глухих и слабослышащих в сфере высшего образования / В.В. Буторин, С.С. Осипова // Научные труды ЦНИИ русского жестового языка. – 2019. – № 1. – с. 151–158.